Сезон у дачи

Каждый второй горожанин – дачник. В последние годы интерес к загородным домам растет: люди стали чаще приобретать дачи и проводить там больше времени. Сегодня для многих дача уже не столько место для выращивания овощей, сколько для отдыха вдали от городской суеты.

Сезон у дачиРосток на даче

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о дачах.

Отдых или труд?

В российской культуре и российском обществе дача занимает особое место. Усадьба или загородный дом, куда на лето выезжала элита, интеллигенция, простые люди, а в советский период даже и воспитанники детских садов — это своего рода русский феномен. В классической литературе здесь, в тени аллей и садов, в дачных декорациях разворачиваются захватывающие сюжеты, знакомые многим из нас со школьной скамьи. 

Для многих современных горожан дача — это не просто место для выращивания овощей и фруктов, но и уединенный уголок, где можно отдохнуть от городской суеты и восстановить свои силы в объятиях природы.

Подавляющее большинство ассоциаций со словом «дача» сегодня связаны с отдыхом, релаксацией и природой – 91% ответов (отдых, тишина – 28%, шашлыки, мангал – 18%, природа, свежий воздух – 13%, положительные эмоции, радость – 8%, встречи с близкими – 5%, солнце, сад - по 4%, загородный дом, купание на речке, баня – по 3%, отпуск – 2%). Но и «огородно-трудовой» компонент в образе дачи выражен достаточно – 57% ответов (грядки – 24%, физическая работа – 13%, рассада, ягоды и овощи – по 7%, сбор урожая, наведение порядка на участке, земельный участок – по 2%). 

Исходя из результатов, можно сделать вывод, что дача у горожан ассоциируется прежде всего с отдыхом и природой. Но она также воспринимается и как место для трудовой деятельности и заботы об участке. Этот дуальный характер дачной жизни подчеркивает ее универсальность, дача способствует как физическому и эмоциональному восстановлению, так и удовлетворению потребности в активном труде. 

Россияне до 35 лет чаще ассоциируют дачу с шашлыками – 30-39% (vs.19%-15% среди 35-59-летних и 5% в группе старше 60 лет).

Джентльмены у дачи

Дача или земельный участок есть у каждого второго горожанина (52%, +10 п.п. к 2022 г.), и в последние годы интерес к дачной жизни вырос. Максимума достигла доля горожан — счастливых владельцев жилья загородного типа с возможностью круглогодичного проживания (25%, за десять лет показатель утроился, 2014 г. – 8%). А вот дачи, пригодные только для сезонного проживания, напротив, постепенно теряют свою популярность (18%, 2014 г. – 29%). Доля владельцев земельных участков составила 14% (2014 г. – 9%). Ещё 2% арендуют домик или участок. Среди дачников с большей долей вероятности можно встретить горожан старше 60 лет (59%), работающих пенсионеров (64%), жителей небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (60%). 

Увеличение количества горожан, обладающих загородным жильем с возможностью постоянного проживания, свидетельствует о том, что люди все больше ценят комфорт и качество жизни за городом. В то же время, снижение популярности дач для сезонного проживания может быть связано с растущей потребностью в удобствах и комфорте, доступных круглогодично. Увеличение числа владельцев земельных участков также может указывать на увеличивающийся интерес к сельской жизни или возможности развития собственного участка.

Сам факт наличия дачи или земельного участка, по-видимому, является показателем статуса, так как дачи заметно чаще есть у горожан с хорошим материальным положением, чем с плохим (55% и 39% соответственно).

Больше половины горожан, у которых на данный момент нет дачи или земельного участка, признались, что хотели бы стать их владельцами (61%, 2019 г. – 52%), в основном это горожане до 45 лет (66-77%) и мужчины (67%). Не привлекают подобные перспективы 37%. Чем старше опрошенные, тем чаще они не хотят дачных хлопот (63% в группе старше 60 лет). 

Как потопаешь, так и полопаешь

Несмотря на то, что дача у горожан ассоциируется чаще с отдыхом, чем с трудом, почти семь из десяти дачников (66%) выращивают на своем участке сельхозпродукты для семейного потребления. Эта функция дачи всегда оставалась самой популярной у опрошенных за весь период наблюдении с 2005 г., в предыдущие годы показатель находился в диапазоне 68-81%, с 2019 г. постепенно снижался с 71% до 66%. 

Чаще всего на дачах сажают огурцы (55%), помидоры (52%), картофель (45%), морковь (32%), лук (30%), зелень и ягоды (по 25%). Каждый пятый на участке имеет плодовые деревья (20%). Среди других культур – свекла (17%), кабачки (16%), перец (15%), капуста (14%), чеснок, клубника (по 12%), редис, баклажаны (по 8%) и другое. 

Каждый третий занимается разведением цветов, разбивкой клумб и газонов, ландшафтным дизайном (35%), треть используют дачу преимущественно для развлечения (33%). С небольшими колебаниями эти показатели также остаются достаточно стабильными в последние полтора десятка лет. Коммерциализация дачи не пользуется популярностью у наших сограждан, только 2% выращивают там сельхозпродукцию на продажу. В целом, данные свидетельствуют о том, что дачи у горожан остаются востребованными и как место для выращивания продуктов питания, и как способ проведения свободного времени.

Дачники разных возрастов по-разному используют дачу. После 60 лет приусадебный участок гораздо реже используют для отдыха (23%), предпочитая сосредоточиться на выращивании сельхозпродуктов для семьи (77%) и цветов (41%). А вот молодежь 18-34 лет ездит на дачу за отдыхом – 52-55%.

«Богатые» дачники, то есть с хорошим материальным положением, чаще приезжают на дачу за отдыхом и развлечениями (42% vs. 13% в группе с плохим материальным положением) и чаще выращивают цветы и «наводят красоту» на своем участке (36% vs.26%). Но сельхозпродукцию для семьи примерно одинаково часто выращивают все дачники, независимо от благосостояния (59% в группе «богатых» и 62% среди дачников с плохим материальным положением).

Дачный сезон

В последние годы вырос не только интерес к дачам, но и изменился формат проживания за городом. Сегодня более четверти дачников практически все лето живут на даче, не выезжая в город (28%), в 2012 г. показатель был ниже в три раза (8%). Тогда популярнее был характер посещения дачи наездами несколько раз в неделю (30%, 2024 г. – 22%) или в месяц (26%, 2024 г. -15%). Несколько раз за лето на дачу выезжает примерно каждый десятый (2012 г. – 11%, 2024 г. – 11%).  Обозначенные тенденции могут быть связаны с развитием технологий и коммуникационных средств, позволяющих работать удаленно. Сегодня многие люди могут свободно работать из любой точки с доступом в Интернет, что делает возможным проживание на даче длительное время без необходимости постоянных поездок в город. Кроме того, снижение популярности посещения дачи наездами несколько раз в неделю или в месяц может быть связано с желанием сократить время в пути и уменьшить стресс, связанный с переездами. В целом, изменение формата проживания за городом отражает изменение жизненных стилей и потребностей современных горожан.

Среди постоянно проживающих загородом дачников выше процент женщин (32% vs. 22% среди мужчин), представителей старшей когорты (37%) и неработающих пенсионеров (42%). Дачники 25-34 лет в 37% случаев бывают там несколько раз в месяц или не чаще 3-4 раз за лето.

Дачная жизнь в фокусе поколений

Отношение к даче и загородному образу жизни может значительно различаться в зависимости от поколения, а точнее – социокультурного контекста времени. 

ВЦИОМ выделяет следующие шесть поколений:

1.     Поколение оттепели (до 1947 г.)

2.     Поколение застоя (1948—1967 гг.)

3.     Реформенное поколение (1968—1981 гг.)

4.     Старшие миллениалы (1982—1991 гг.)

5.     Младшие миллениалы (1992—2000 гг.)

6.     Поколение Z (2001 г. и позднее)[1]

В советские времена дача играла важную роль в жизни людей, особенно в условиях дефицита. Для многих семей дача была единственным местом, где можно было вырастить свои овощи и фрукты, а также провести каникулы. Для поколений оттепели и застоя дача чаще ассоциируется с трудом на земле (19-20%) и реже с отдыхом (в поколении оттепели - 13%). Процент имеющих дачи здесь 62-53%, а поколение застоя чаще других имеет жилье загородного типа, пригодное для проживания (30%). И они чаще других используют дачу прагматически – выращивают сельхозпродукцию для своей семьи (76-85%), но и уделяют больше всех внимания внешнему оформлению – цветы, клумбы (37-41%). Дача как место развлечения встречается здесь реже, чем в других группах – 16-25%. В силу того, что представители этих поколений уже преимущественно вышли на пенсию, более трети из них живут на даче постоянно (36-41%).

В 90-е годы, во времена экономического кризиса и дефицита дача становилась не только местом для отдыха, но и возможностью выживания, где можно было выращивать продукты и дополнительно зарабатывать. Начиная с реформенного поколения, дача начинает чаще ассоциироваться с грядками, земляной работой (24-41%), но также и с отдыхом (26-37%). Среди реформенного поколения дачи, загородные дома, участки есть у 52%. Они уже реже выращивают здесь овощи, ягоды и фрукты (67%), и чаще используют дачу для развлечения (30%). 

Для миллениалов, выросших или взрослеющих в условиях глобализации, дача чаще представляет собой возможность отстраниться от городской суеты, провести время на свежем воздухе и насладиться природой. В этой группе усиливается восприятие дачи как места, где можно пожарить шашлыки (23-27%), отчасти на это влияет и популярная культура, медийный образ дачи. Среди старших миллениалов 51% имеют дачу, среди младших – 36%, половина выращивают овощи (54-59%), но значительная часть уже используют загородный дом для развлечений и отдыха (35% среди старших миллениалов и 55% среди младших). Они предпочитают не жить здесь постоянно (19-24%), а бывать наездами несколько раз в неделю или месяц (45-51%), видимо, поэтому 13-14% вообще не занимаются участком. 

Поколение Z воспринимает дачу в 39% случаев как место, где можно пожарить шашлыки, это максимум среди выделенных групп. Процент дачников среди поколения Z довольно высок (57%), возможно, речь идет о родительской даче, и они наряду с младшими миллениалами используют дачу в основном для развлечений и отдыха (54-55%). 

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 28 апреля 2024 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.


[1] За основу предложенного поколенческого ряда взята классификация поколений, предложенная российским экономсоциологом В. Радаевым, см. подробнее: Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: Издательский Дом ВШЭ, 2019; Радаев В. В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. (Первая часть) // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 3. С. 30-63.